Срок процедуры наблюдения

Содержание

Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров, определении и исполнении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;

не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или 125 настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: цели, порядок процедуры, последствия

Примечательная особенность наблюдения состоит в том, что оно позволяет
окончательно определиться с дальнейшей судьбой юрлица – ждет ли его
аннулирование и ликвидация предприятия или возможно финансовое оздоровление.
Подробнее о нюансах процедуры наблюдения будет сказано ниже.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве

Наблюдение как процедура банкротства инициируется только
после подачи искового заявления о признании несостоятельности в суд. В роли
инициатора может выступить как само юридическое лицо (его представитель), так и
кредитор.

Запуск процесс признания банкротства предполагает, что должник не
имеет возможности выплатить свыше 300 тысяч рублей по долгам (в совокупности),
а просрочка превышает 3-месячный срок (основание для попадания в реестр
должников).

Вступление в наблюдение как процедуру производят для того, чтобы, помимо прочего, исключить факт незаконного банкротства. Заявление о признании финансовой несостоятельности проверяется на предмет соответствия представленных в нем оснований действительному положению вещей. Для этого изучается финансовая документация юрлица, которую необходимо предоставить в 5-дневный срок после запроса.

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: цели, порядок процедуры, последствия

Введения наблюдения в качестве процедуры не будет при
условии, что предприятие уже вступило на путь ликвидации. Это не имеет смысла,
поскольку главная цель разбирательства – не избежать реализации имущества, а
упразднить банкрота. По срокам наблюдение запускается примерно через месяц
после подачи иска в суд.

Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: цели, порядок процедуры, последствия

Когда в отношении юридического лица инициируется наблюдение,
преследуются две ключевые цели:

  • сохранить статус организации, чтобы впоследствии
    (после прохождения стадии финансового кризиса) она продолжила свою деятельность
    и рассчиталась с долгами перед кредиторами;
  • благодаря тщательному анализу текущего положения
    дел получить конкретный ответ на вопрос о необходимости ликвидации юрлица (есть
    ли перспектива осуществления выплат по обязательствам, или ее нет).

На этапе наблюдения осуществляется сбор необходимых сведений
о долгах, оформляется реестр требований и организуется собрание кредиторов (при
участии должника в случае его нахождения).

Порядок проведения процедуры

Начало процедуре банкротства и этапу наблюдения полагается
решением арбитражного судьи. Порядок действий выглядит следующим образом. На
подготовительном этапе изучаются материалы дела, проверяется обоснованность
требований заявителя.

После принятия положительного решения, судья извещает
заявителя о том, что его требования обоснованы, банкротство в качестве
процедуры действительно необходимо.

Арбитражный суд также назначает временного
управляющего, решает вопрос о том, каким образом будут оплачиваться его Услуги .

«Иногда в процессе выбора кандидатуры на роль управляющего возникают сложности, решение затягивается в связи с отсутствием подходящего кандидата. В такой ситуации рассмотрение дела переносится, но максимум на две недели».

Начатая процедура наблюдения не прерывает работу предприятия
и его руководителей. Запланированные на ближайший срок сделки теперь
заключаются с одобрения назначенного управляющего. Есть ряд организационных
моментов, требующих освещения:

  • выплаты в адрес займодателей временно
    приостанавливаются из тех соображений, что это позволит провести реальную
    оценку состояния;
  • производства по делам, касающимся взыскания
    долговых обязательств, переносятся в рамки дела о банкротстве;
  • арестованное имущество освобождается;
  • исполнительные документы передаются
    управляющему;
  • акционеры временно утрачивают право выхода из
    общества;
  • приостанавливаются выплаты дивидендов.

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: цели, порядок процедуры, последствия

«В соответствии со статьей 28 ФЗ «О несостоятельности» контрагенты юрлица должны быть проинформированы о том, что в его отношении началась процедура наблюдения.

Официальным источником для публикации объявления является газета «Коммерсантъ».

Помимо контрагентов, уведомить необходимо также банки, открывшие и обслуживающие расчетный счет должника, налоговую по месту регистрации, приставов и другие органы, осуществляющие контроль деятельности юридического лица.

Управляющий в течение 7 месяцев после принятия иска судом
должен проанализировать финансовое положение юрлица, предложить возможные
варианты решения проблемы. Для этого оформляется отчет и выносится заключение о
дальнейших действиях – перевод процедуры на другие стадии, достижение мирового
соглашения.

Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия

Вопрос с назначением временного управляющего решает суд.
Статус назначенного субъекта позволяет ему иметь доступ к документации, базе
сделок. Сведения, с помощью которых можно было бы успешно провести кампанию по
возвращению долгов кредиторам, должны попасть в распоряжение управляющего.

Управляющий назначается на определенный срок, поэтому и
называется временным. Процедура наблюдения реализуется при его непосредственном
участии. Как только мероприятия первого этапа процедуры банкротства будут
завершены, временный управляющий должен передать материалы в суд.

Вместе с
передаваемыми документами отправляется отчет о деятельности.

Детальный анализ
финансового положения должника, заключение относительно дальнейших действий
(возможно ли восстановление, как предполагается его достижение) – неотъемлемые
данные, которые должны оказаться перед судьей.

Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации

Предельная продолжительность первого этапа (от принятия иска арбитражным судьей до отправки результатов наблюдения временным управляющим) равна 7 месяцам. Около месяца уходит на проверку обоснованности отраженных в заявлении сведений и назначение управляющего из числа претендентов. Еще 6 месяцев может длиться само наблюдение.

Вопрос о сроках можно разобрать на примере НАО Юлмарт, в
отношении которого была инициировано дело о банкротстве. В июне 2018 года была
запущена процедура наблюдения, а уже в феврале 2019 года суд на основании
полученных данных признал долг перед Сбербанком.

Отвечая на вопрос о том, сколько длится процедура наблюдения
при банкротстве, следует отметить, что, согласно статистике, на этот этап
уходит в среднем 5 месяцев.

Объясняется этот факт тем, что несостоятельному
юрлицу и кредиторам удается договориться (прийти к мировому соглашению).

Документ оформляется в письменном виде, наблюдение в качестве процедуры
завершается раньше сроков по ходатайству, поданному кредиторами.

«В редких случаях в связи со сложностью дела допускается продление наблюдения. Решение по вопросу принимает суд».

Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности
юридического лица

Состав участников наблюдения при банкротстве выглядит
следующим образом:

  • юридическое лицо, признающееся банкротом;
  • кредиторы, ожидающие исполнения долговых обязательств
    со стороны юрлица;
  • управляющий, непосредственно осуществляющий
    процедуру банкротства.

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: цели, порядок процедуры, последствия

Каждый из участников имеет свои права и обязанности.
Юридическое лицо вправе:

  • инициировать дело о банкротстве в отношении
    себя;
  • продолжать деятельность с учетом введенных
    ограничений;
  • знакомиться с заключением временного
    управляющего;
  • оспорить решение суда.

Юридическое лицо обязано:

  • координировать свои действия с управляющим;
  • соблюдать ограничительные предписания суда;
  • предоставлять необходимую документацию;
  • не создавать препятствий на пути
    разбирательства;
  • оплачивать все расходы, необходимые для
    проведения наблюдения.

Кредиторы имеют право:

  • предоставить суду документальное подтверждение
    оснований для банкротства;
  • соблюдать предписания закона (ФЗ №127);
  • предоставлять исключительно достоверные данные.

Временный управляющий наделен правом:

  • анализировать любой вид документации, касающийся
    деятельности юрлица;
  • контролировать работу предприятия и его руководителей;
  • получать законное вознаграждение;
  • отказаться от участия в разбирательстве путем
    подачи заявления.

Временный управляющий должен:

  • проводить в отношении порученного ему
    предприятия независимую оценку (узнать размер задолженности и возможности
    дальнейшего выведения юрлица из сложившегося положения);
  • сформировать реестр кредиторов;
  • организовать и провести собрание кредиторов;
  • подать судье отчет о проделанной работе.

Только при соблюдении обозначенных прав и надлежащем
выполнении обязанностей можно рассчитывать на быстрое разрешение дела.

Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия

О последствиях введения процедуры наблюдения юрлицо узнает
по завершении этого этапа. Для него могут наступить как положительные, так и
отрицательные последствия.

Заключенное мировое соглашение продемонстрировало бы
согласие всех участников и позволило бы избежать ликвидации.

Стороны спора
могут договориться о рассрочке платежей по долгам, о передаче части имущества в
счет долгового обязательства, о дополнительных услугах, которые окажет
кредитору должник.

Наличие долга и возбужденное дело о банкротстве могут
нанести урон репутации предприятия. Отсутствие контрагентов осложнит дальнейшую
деятельность.

В ситуации, когда достичь мирового соглашения не удается, инициируются
следующие этапы банкротства (вплоть до ликвидации предприятия).

Наблюдение не
отражается кардинальным образом на работниках предприятия, они могут трудиться
в привычном режиме. Право смены места работы сохраняется.

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: цели, порядок процедуры, последствия

Банкротство юридических лиц – серьезная процедура, требующая правовой грамотности всех ее участников. Этап наблюдения считается одним из ключевых, поскольку именно на этом этапе решается дальнейшая судьба предприятия – справиться ли оно с долговой нагрузкой, будут ли достигнуты смягчающие соглашения, или же ликвидация окажется единственным вариантом развития событий.

Видео

Если вы не нашли ответ на свой вопрос или остались недопонимания, обратитесь за бесплатной консультацией к юристу в чате на нашем сайте

Процедура банкротства : наблюдение — Стороженко и Партнеры

С момента объявления о банкротстве до окончательной ликвидации неплатежеспособного субъекта выполняется ряд действий, предусмотренных законодательством.

Одним из этапов является обязательная процедура наблюдения.

Основной ее задачей определено установление истинной финансовой ситуации, сохранение активов (в том числе основных средств) с последующей возможностью возобновления полноценного функционирования.

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: цели, порядок процедуры, последствия

Процедура банкротства : наблюдение

Вначале процедура наблюдения закрепляется решением Арбитражного суда при рассмотрении легитимности требований кредитора к контрагенту – дебитору. Законодательно не оговорен четкий срок этого этапа, но он должен быть во временных рамках, отведенных на банкротство – 7 месяцев.

Процедура наблюдения состоит из нескольких основных шагов, которые предпринимает временный управляющий, назначенный арбитражным судьей:

  1. Обнародование информации о начале действий в общедоступном печатном издании – газете «Коммерсант» , а также портале ЕФРСБ с обязательным уведомлением об этом судебного органа, руководства неплатежеспособного предприятия, кредиторов, обслуживающих банков, фискальных органов и внебюджетных фондов;
  2. Проведение анализа финансового положения должника на основе первичных бухгалтерских документов, формирование заключений и рекомендаций относительно последующего течения процесса банкротства;
  3. Определение перечня кредиторов с указанием финансовых требований, выявление хозяйственных операций сомнительного содержания;
  4. Подготовка и проведение первого собрания кредиторов;
  5. Составление и передача в Арбитражный суд отчета с выводами.

Последствия введения ограничительных мер

Применение ограничений влечет за собой определенные статьей 63 Закона № 127 правовые последствия. К основным из них следует отнести:

  • Остановку всех активных принудительных взысканий и документов исполнительного производства с обязательным снятием наложенных ограничений (арестов);
  • Претензии по просроченным финансовым обязательствам принимаются только в правовом поле вышеназванного закона;

Блокируется выплата дивидендов и прочих доходов, выделение доли активов по изменению состава учредителей, операции по купле – продаже акций.

В рамках особого статуса запрещено осуществление хозяйственных операций без зафиксированного согласования управляющего, а также возможно наложение запрета на любые действия, связанные с изменением положения дебитора – реорганизация, слияние, регистрация филиалов или отделенных подразделений.

В то же время управляющий может инициировать в судебном порядке полное лишение руководителя должника всех его полномочий (статья 69). В таком случае, все функции, управление, ответственность переходит к руководителю, назначенному судом.

Временный управляющий

Ключевой фигурой процедуры наблюдения является временный управляющий, назначенный кредитором. Вся его деятельность направлена на максимально эффективное разрешение ситуации с учетом интересов обеих сторон. Статья 66 Закона № 127 наделяет управляющего широким спектром полномочий в рамках которых он может:

  • Лишить управляющих полномочий руководителей подведомственного предприятия;
  • Оспаривать наличие и размер предъявляемых кредиторами требований;
  • Самостоятельно инициировать аннулирование сомнительных операций в судебном порядке;
  • Обеспечивать посредством судебных решений невозможность изъятия какого-либо имущества должника представителями кредитора, исполнительной службой.
  • Также на управляющего возложен комплекс обязательных действий (статья 67): мониторинг состояния и перспективности оздоровления предприятия, ответственность за целостность имущества, создание перечня кредиторов, оформление отчета о проведенной работе и предоставление его в суд.
    Стоит отметить, что согласно статьи 65, управляющий может быть освобожден от обязанностей до окончания предельного срока их исполнения по собственному заявлению или же в следствии претензий со стороны участников процедуры.

Анализ финансового состояния

При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.

Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.

Результатом проведенной работы является:

  • Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
  • Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
  • Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.

Что решает первое собрание кредиторов

Одной из финальных стадий мероприятия является собрание кредиторов, проводимое после систематизации их перечня и определения всех сумм задолженностей дебитора. Инициатором собрания является временный управляющий, который также может пригласить к диалогу представителей неплатежеспособной компании – руководителей, основателей, сотрудников…

Основной целью диалога является принятие решения о последующих шагах – будет должник подвергаться санации или же финансовому оздоровлению с четким определением сроков проведения соответствующих этапов. Главным аргументом в этом случае есть отчет управляющего об истинной ситуации субъекта — дебитора.

Обязательным пунктом в регламенте первого собрания есть выбор управляющего, который будет курировать проведение последующего этапа банкротства.

Статьей 73 ФЗ № 127 предусмотрена возможность создания комитета кредиторов с наделением его определенными правами, а также определение субъекта в качестве реестродержателя.

Процедура наблюдения в банкротстве — начало, которое определяет результат // Стратегия кредиторов в борьбе за активы

Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).

В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.

Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.

Это приводит к следующей стандартной ситуации.

Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.

Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.

Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.

То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.

Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?

Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.

Обеспечение сохранности имущества должника

В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.

Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.

Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой — бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.

В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.

Вот лишь некоторые – самые значимые из них.

(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).

Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.

В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ , и прочих реестров и т.д.).

Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).

Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).

Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.

(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).

(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.

Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.

Глобальные кризисы в экономике страны, а также неправильная управленческая политика зачастую приводят к тому, что предприятие нарушает сроки исполнения обязательств по платежам перед кредиторами, включая государство. Если долги просрочены в течение более 3 мес.

, а их совокупный размер превышает 300000 руб., собственники предприятия (кредиторы или уполномоченные органы) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании должника банкротом, то есть неплатежеспособным.

Нормативное регулирование процедуры банкротства в РФ осуществляется посредством федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Именно здесь определены основные признаки несостоятельности, обязательные этапы банкротства юрлиц и прочие основополагающие моменты.

Независимо от причин, повлиявших на финансовое состояние компании, рассмотрением дел о неплатежеспособности занимается арбитражный суд.

Процедура внешнего наблюдения вводится в случае, если требования заявителя признаются обоснованными (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ). При этом представленные доводы и доказательства считаются достаточно вескими для инициирования процесса несостоятельности.

Само название первого и важнейшего этапа признания неплатежеспособности указывает на суть мероприятия.

Предварительное наблюдение при банкротстве осуществляется в целях сохранения активов организации-должника, проведения тщательного анализа его материального положения, информирования заинтересованных лиц и подготовки всех обязательных документов по кредиторским требованиям.

Эта процедура является неизбежной, помогает выявить скрытые потенциалы предприятия (без необходимости осуществления незамедлительных расчетов по обязательствам) и дает шанс на восстановление нормальной коммерческой деятельности.

Обратите внимание! В процессе наблюдения фирма продолжает функционировать в текущем режиме, за исключением проведения следующих действий.

Запрещается перепродавать акции и выпускать ценные бумаги; осуществлять реорганизацию правовой структуры; открывать филиалы и ОП; изменять состав учредителей; расплачиваться по дивидендам с акционерами/участниками; проводить крупные имущественные сделки (на сумму более 5 % от стоимости активов по балансу).

Как происходит введение процедуры наблюдения

Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов.

Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей.

В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.

Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа.

Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления.

В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:

  • Назначение кандидатуры управляющего.
  • Объем жалования арбитражного (временного) управляющего и конкретные источники финансирования зарплаты.
  • Подтверждение целесообразности инициирования банкротства в связи с правомерностью кредиторских требований.

Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).

Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего:

  • Направлять в арбитраж требования о недействительности сделок, заключенных компанией-должником с нарушениями.
  • Выявлять кредиторские требования и оспаривать их, в т.ч. по причине пропуска искового срока.
  • Уведомлять всех кредиторов о принятии наблюдения.
  • Вести документальный реестр требований в части общей суммы долгов и отдельно взятых обязательств с определением доли каждого.
  • Участвовать в судебных заседаниях.
  • Принимать все возможные для сохранности активов должника меры.
  • Ходатайствовать об отстранении от занимаемых должностей руководящих лиц должника.
  • Получать любые сведения, включая конфиденциальные, о финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществлять предоставленные Законом № 127-ФЗ федеральные полномочия.
  • Созывать и проводить кредиторское собрание.
  • Предоставлять суду по установленной форме отчетность о работе, включая Протоколы собрания кредиторов со всеми приложениями.
  • Обосновывать вероятность восстановления нормальной платежеспособности должника и необходимость проведения последующих этапов процедуры банкротства.

Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения:

  • По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
  • По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст. 64).
  • По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64).
  • По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
  • По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).
  • По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
  • По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
  • По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
  • По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).

Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн.

до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.

По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.

Главные плюсы и минусы наблюдения

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки.

Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании.

В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации.

Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.

Стадия наблюдения в несостоятельности юридического лица

Законом Российской Федерации «О несостоятельности(банкротстве)» определен четкий механизм и последовательность введения этапов банкротства юридических лиц.

Самым важным из пяти законодательно установленных стадий процедуры является наблюдение, результаты которого определяют дальнейшую судьбу организации.

Наблюдение является подготовкой для запуска процесса ликвидации либо оздоровления компании и носит обязательный характер, что нельзя сказать о других этапах банкротства предприятия.

Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве предприятия?

Введению стадии наблюдения при банкротстве предприятия предшествует принятие арбитражным судом ходатайства об инициировании процесса и проведение проверки на соответствие организации критериям банкротства:

  • сумма долга перед кредиторами составляет более 300 000 рублей;
  • просрочка по выплатам кредитору составила более 90 дней.

Организация может самостоятельно подать заявление о несостоятельности и признать свою неплатежеспособность или же инициатором процесса может выступать кредитор, желающий погасить свою дебиторскую задолженность.

Следует знать, что провоцирование процедуры о несостоятельности в корыстных целях, таких как сокрытие фактов хищения имущества и средств юридического лица или уклонение от обязательств перед контрагентами, является незаконным. Фиктивная несостоятельность может обернуться для руководителя компании уголовным наказанием, если его действия либо бездействие повлекли за собой долги или иной ущерб.

Проверка обоснованности заявления о банкротстве предприятия требует изучения судом финансовой отчетности компании. Бланки отчетности на дату, предшествующую текущему отчетному периоду, организация-должник как ответчик обязана предоставить в обязательном порядке в пятидневный срок после требования суда.

Запуская процедуру наблюдения, суд преследует следующие цели:

  • анализ исков кредиторов, подсчет общего размера задолженностей и формирование списка;
  • обеспечение максимальной сохранности имущества юридического лица;
  • определение дальнейшего направления деятельности компании либо ее прекращение.

При незаконном привлечении денежных средств в отношении юридических лиц применение стадии наблюдения, как и само банкротство невозможно. Также вводить наблюдение как этап банкротства нельзя, если организация запустила процесс ликвидации.

Как проводится наблюдение при несостоятельности юридического лица?

Статья 28 ФЗ 128 обязывает информировать действующих и потенциальных контрагентов юридического лица об инициировании стадии наблюдения путем опубликования соответствующих данных в газете “Коммерсантъ”, которую Правительство определило официальным изданием. О начале процедуры несостоятельности предприятия также должны быть уведомлены банки, в которых имеется действующий расчетный счет должника, налоговый орган по месту регистрации, судебные приставы и иные контролирующие органы.

В период процедуря наблюдения деятельность организации осуществляется в прежнем режиме, за исключением некоторых ограничений:

  1. юридическое лицо не вправе проводить реорганизацию либо открывать дополнительные филиалы;
  2. запрещен выпуск ценных бумаг и перепродажа акций компании;
  3. состав учредителей не может быть изменен;
  4. запрещено перечисление дивидендов владельцам акций;
  5. имущественные сделки ограничены суммой, равной не более 5% от балансовой стоимости активов юридического лица.

Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия

  1. контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  2. анализ финансовых показателей организации;
  3. формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  4. подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса.

Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Наблюдение как процедура банкротства

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  • обеспечения сохранности имущества должника,
  • проведения анализа финансового состояния должника,
  • составления реестра требований кредиторов,
  • проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  • требования кредиторов, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику);
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (в том числе снимаются аресты на имущество и иные ограничения), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен Договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения (ст. 64):

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей:

  1. принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника,
  2. проведение анализа финансового состояния должника,
  3. выявление кредиторов должника;
  4. ведение реестра требований кредиторов,
  5. уведомление кредиторов о введении наблюдения,
  6. созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

По общему правилу арбитражный при окончании наблюдения суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения

Процедура признания компании финансово несостоятельной начинается с подачи заявления. Если суд признает заявление обоснованным, то он выносит постановление о введении наблюдения.

Какими правовыми нормами регулируется

Регулирование процедуры наблюдения в рамках признания финансовой несостоятельности опирается на положения 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. В этом законе определены базовые признаки несостоятельности, ключевые этапы процедуры с указанием на обязательные, последствия введения отдельных этапов банкротства и остальные ключевые аспекты.

В частности, в ст. 62 ФЗ-127 регламентируется введение наблюдения при банкротстве юридических лиц. В ст. 63 указываются последствия вынесения судом определения о переходе к процедуре наблюдения.

Также проведение наблюдения опирается на нормы Гражданского кодекса. При возникновении спорных ситуаций стоит учитывать обзоры судебной практики от ВС.

Что такое наблюдение, и когда оно вводится арбитражным судом

После того как арбитражный суд принимает заявление, он выносит определение о принятии заявления и указывает в нем дату заседания, на котором подлежит рассмотрению вопрос обоснованности претензий к должнику (на основании положений п. 1-3 ст. 42 127-ФЗ).

Для инициации процесса признания финансовой несостоятельности юрлицо должно отвечать признакам банкротства: иметь просроченную задолженность перед кредиторами в сумме 300 тыс. р. и более и просрочку по обязательствам 90 дней и более. Если указанные критерии соблюдены, то заявить о банкротстве компании могут ее кредиторы и уполномоченные органы. Должник может обратиться с заявлением при меньшей сумме долга при наличии признаков недостаточности имущества.

По итогам первого заседания судья может принять определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдательной процедуры по п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 127-ФЗ.

Решение о применении наблюдательного этапа по отношению к должнику, вынесенное арбитражным судом, содержит указание на следующее:

  1. Продолжительность процедуры с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.
  2. Кандидатуру арбитражного управляющего.
  3. Источники финансирования вознаграждения управляющего.
  4. Целесообразность инициирования банкротства из-за правомерности требований кредиторов.

При вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения оно подлежит незамедлительному исполнению по нормам п. 4 ст. 49 127-ФЗ.

Процедура наблюдения – один из этапов банкротства юридического лица, который можно рассматривать как подготовительную стадию в проведении самой процедуры. Данная процедура позволяет выявить скрытые резервы предприятия для восстановления его платежеспособности.

Несмотря на предварительный характер, наблюдение является обязательной процедурой в процессе банкротства. В этом ее отличие, например, от финансового оздоровления или внешнего управления, которые вовсе можно не вводить при банкротстве. Процесс далеко не всегда доходит до стадии конкурсного производства или заканчивается примирением сторон в рамках мирового соглашения.

Цели введения

Наблюдение как этап банкротства имеет следующие целевые задачи:

  1. Сохранить статус компании как самостоятельного экономического субъекта, чтобы она смогла продолжить работу на рынке и рассчитаться с кредиторами по долгам.
  2. Ответить на вопрос, обладает ли должник резервами для восстановления финансовой динамики, или он подлежит ликвидации.

Процедура наблюдения применяется по отношению к юридическому лицу для решения следующих задач:

  1. Обеспечение сохранности имущества должника.
  2. Проведение анализа финансового состояния компании.
  3. Подготовка реестра требований кредиторов.
  4. Подготовка к проведению первого собрания кредиторов.

На основании ст. 74 127-ФЗ первое собрание кредиторов должно принять важнейшие решения относительно будущей судьбы должника. Это могут быть решения:

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • о признании компании банкротом и открытии конкурсного производства;
  • о подписании мирового соглашения по ст. 151 127-ФЗ.

Таким образом, признание компании-должника банкротом является одним из вариантов развития процесса.

Вполне вероятно, что компания сможет восстановить платежеспособность на этапах внешнего наблюдения и финансового оздоровления. В этих случаях до банкротства дело не дойдет.

Постановление КС РФ от 2001 года №4-П указывает на такое важное предназначение процедуры наблюдения, как предупреждение злоупотребления правами со стороны должника или его кредиторов.

Между тем нередко можно встретить позицию юристов о неэффективности процедуры наблюдения из-за увеличения временных затрат и стоимости процесса банкротства компании. Ссылаясь на подобные аргументы, они считают целесообразным упразднение этого этапа банкротства.

Временный управляющий и его обязанности

Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:

  1. Направление в арбитражный суд требования о признании недействительности сделок, которые нарушили имущественные права кредиторов (в частности, безвозмездные операции по передаче основных средств должника в пользу других юрлиц или гражданско-правовые договоры, которые были подписаны на нерыночных условиях).
  2. Выявление требований кредиторов и их оспаривание, в частности, из-за их необоснованности или по причине пропуска месячного срока.
  3. Уведомление всех выявленных кредиторов о введении в отношении юрлица процесса наблюдения.
  4. Ведение реестра требований кредиторов с указанием на сумму задолженности перед каждым кредитором, его доли в общем объеме требований (если не было принято решение о передаче данных полномочий к реестродержателю, либо подобная передача является по закону обязательным условием).
  5. Участие в заседаниях арбитражного суда.
  6. Принятие комплекса мер для обеспечения сохранности имущества должника, которое в дальнейшем может быть направлено на погашение требований кредиторов.
  7. Получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании и анализ указанных данных.
  8. Ходатайство об устранении руководства должника от занимаемых должностей.
  9. Созыв и проведение собрания кредиторов.
  10. Предоставление суду отчетности по установленной форме, включая протоколы собрания кредиторов и все приложения. В отчетности по результатам анализа финансовой документации должника управляющий обязан указать на выявленные факты преднамеренного или фиктивного банкротства.
  11. Обоснование возможности восстановления нормального платежного баланса и необходимости введения реабилитационных этапов банкротства.

Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.

Этапы проведения

Процедура наблюдения предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Арбитражный суд выносит определение о старте этапа наблюдения.
  2. На должность назначается временный управляющий.
  3. Управляющий публикует сообщения о начале процедуры в газете «Коммерсант» и ЕФРСБ.
  4. В обязанности управляющего входит также оповещение всех кредиторов должника.
  5. Контрагенты в указанные в извещении сроки могут заявить о своих требованиях к должнику. На подачу заявления о включении в реестр у них будет месяц с момента введения наблюдения. Кредиторы, которые не успели заявить о своих требованиях в положенные законом сроки, могут подать их на других этапах банкротства, но права на участие в первом собрании кредиторов они лишаются.
  6. Судом выносится определение о включении претензий кредиторов в реестр, если он сочтет их обоснованными.
  7. Помимо контрагентов, о банкротстве управляющему предстоит уведомить банки, в которых у должника открыт расчетный счет, налоговую инспекцию, судебных приставов и прочие инстанции, осуществляющие контроль над деятельностью должника.
  8. Погашаются требования по обязательным платежам.
  9. Проводится первое кредиторское собрание. На повестку дня выносятся вопросы о дальнейших перспективах должника. Вопросы принимаются открытым голосованием.

Стоит учитывать, что по нормам ст. 68 127-ФЗ за публикацию сообщения о введении этапа наблюдения и отправку уведомлений кредиторам отвечает временный управляющий, тогда как уведомление работников должника, его учредителей и собственников выполняется непосредственным руководителем.

Дата созыва первого собрания кредиторов определяется управляющим. Минимальные сроки для проведения собрания составляют 10 дней до окончания этапа наблюдения. В обязанности управляющего входит должное уведомление всех кредиторов о времени и месте собрания.

Именно после проведения первого собрания кредиторов и принятия судом определения о дальнейшем ходе дела процедура наблюдения считается завершенной.

По результатам рассмотрения всех представленных документов арбитражный суд может принять решение о прекращении процедуры банкротства или о переходе к следующему этапу. В любой момент наблюдения допустимо его прекращение из-за подписания мирового соглашения.

Срок процедуры

На основании положений ст. 51 127-ФЗ этап наблюдения может длиться не более 7 месяцев с даты подачи официального заявления о признании компании банкротом.

На практике процедура банкротства обычно длится около 5 месяцев. В случае если у арбитражного суда возникли сложности с подбором подходящей кандидатуры для назначения временного управляющего на должность, то в отношении него может вводиться отсрочка на период до 15 дней.

Если кандидатура управляющего не была представлена в СРО в течение 3 месяцев и более, то производство по делу о банкротстве по п. 9 ст. 45 127-ФЗ прекращается.

Права и обязанности сторон

После того как устанавливается этап наблюдения, руководство компании сохраняет свои полномочия и не утрачивает менеджерской позиции, но оно ведет свою деятельность с учетом некоторых ограничений.

В течение 15 дней руководство компании должно передать управляющему всю финансовую документацию. Также руководители ежемесячно отсчитываются перед управляющим об имущественных изменениях в компании.

Руководитель компании должен согласовывать с управляющим и получать от него предварительное одобрение на следующее:

  • заключение договоров, предполагающих отчуждение имущественных объектов с совокупной стоимостью 5% от величины активов должника на дату введения наблюдения по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
  • сделки, предполагающие предоставление гарантий, доверительное управление имуществом, поручительства, уступку права требования, перевод долговых обязательств по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
  • действия по созданию филиалов, реорганизации, ликвидационным мероприятиям и иным юридическим изменениям формы бизнеса по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
  • привлечение капитала через выпуск облигаций и эмиссионных ценных бумаг (кроме акций) по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
  • по выкупу акций и выходу из состава учредителей, по заключению договора товарищества по п. 3 ст. 64;
  • по участию в объединениях юрлиц по типу холдингов, ассоциаций и пр.

Без согласия временного управляющего недопустимо получать новые кредиты, изменять состав учредителей, распределять чистую прибыль между участниками и выплачивать дивиденды.

Также руководство компании не вправе препятствовать процессу банкротства, а непредоставление информации приравнивается к ее сокрытию и может в дальнейшем выступать против руководителей при решении вопроса о привлечении их к субсидиарной ответственности.

Участники компании-должника наделены правами знакомиться с отчетностью управляющего, передавать запросы к арбитражному суду, выдвигать свою кандидатуру на должность управляющего и передавать ходатайства о его отстранении от должности из-за неправовых действий или бездействия.

Кредиторы также являются полноправными участниками дела о банкротстве, и их права в обязательном порядке учитываются при наблюдении.

Кредиторы могут подавать иски о признании компании банкротом, о принятии участия в собраниях и знакомстве с результатами деятельности управляющего, оспаривать судебные решения, выдвигать собственную кандидатуру на должность управляющего.

Кредиторы обязаны передавать суду подтверждение своего статуса, а именно документы относительно сформированной задолженности, соблюдать предписания закона ФЗ-127 и передавать только достоверные данные в деле о банкротстве.

Последствия введения процедуры наблюдения

На период действия наблюдательной процедуры в отношении должника действуют следующие гражданско-правовые последствия (с учетом положений ст. 63 127-ФЗ):

  1. С имущества снимается арест и действие исполнительных документов приостанавливается.
  2. Приостанавливается начисление штрафов и неустоек за просроченную задолженность.
  3. Требования кредиторов к должнику направляются только по условиям законодательства о банкротстве.
  4. Не допускается прекращение обязательных платежей через зачет встречного требования.
  5. Запрещено изъятие имущества и пр.

К кому не может применяться наблюдение

Процедура наблюдения по закону не применяется к отдельным категориям должников. В частности, эти те юрлица, которым гарантировано прохождение процедуры в упрощенном порядке:

  1. Компании, находящиеся в процессе ликвидации.
  2. Отсутствующие должники.

Данное положение обусловлено тем, что в отношении указанных юрлиц нецелесообразно устанавливать реабилитационные процедуры, так как восстановление их платежеспособности не имеет смысла. В отношении таких компаний сразу вводится этап конкурсного производства.

Наблюдение не применяется в отношении компаний, которые ведут незаконную деятельность на финансовом рынке.

Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве юридического лица представляет первый предварительный этап признания финансовой несостоятельности. Особенностью его является тот факт, что оно позволяет окончательно решить дальнейшую судьбу должника – предполагается ли его исключение из реестра и ликвидация, либо допустимо также финансовое оздоровление.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий